Около трети всех производимых в мире продуктов питания оказываются на свалке. С этой социальной и экологической проблемой можно работать на разных уровнях. Например, запустить социальный бизнес или независимый проект, который снизит пищевые потери, создаст что-то нужное и привлечёт внимание к проблеме.

Собрали десятки проектов из разных стран, чтобы вы нашли идеи, вдохновение и контакты коллег, а также материалы международного онлайн-воркшопа с такими проектами.
проекты
осторожно, при просмотре раздела может появиться желание немедленно открыть фудстартап
рестораны
zero waste — работающие по принципу «ноль отходов»;

low waste — стремящиеся снизить количество отходов;

следующие принципам, которые снижают углеродный след и пищевые потери: локальность, сезонность, использование дикорастущих съедобных растений;

экспериментирующие с ферментацией и нестандартным использованием обычно «ненужных» продуктов или их частей
ресторан Amass, фото из fb

картофельное пюре, лимон на гриле, мисо из картофельной кожуры, чёрный трюфель
♡ кейтеринги, временные заведения, фудтраки
ориентированные на борьбу с пищевыми потерями и фуд-активизм
фото — fb The Real Junk Food Project
♡ оффлайн-магазины и доставка продуктов
получают продукты, которые могли бы оказаться на свалке из-за формы, упаковки, ошибок в заказах или сроков реализации, и продают или доставляют потребителям
онлайн-платформы и приложения
пищевые производства
вкусная и популярная еда и напитки из непопулярных частей продуктов
фото — Rootly
ChicP, фото из fb

хумусы и паштеты из «неидеальных» по форме и мягких овощей
♡ непищевые производства
♡ подготовка сырья для производства
♡ блоги и образовательные инициативы
материалы
26.01.21 «Еда спасёт мир» организовали онлайн-воркшоп по обмену опытом социальных бизнесов, работающих с темой пищевых потерь, или некоммерческих инициатив, которые также занимаются этой темой, но имеют любое иное финансирование своей деятельности кроме грантового

Участвовали zero waste пространство из Украины, австрийский социальный магазин, а также московские и петербургские активист_ки и специалист_ки.

Обсуждали финансовые модели, маркетинг и коммуникации антифудвейстпроектов.
Somaro, социальный супермаркет в Румынии
схема работы:

Собирают хорошие, но списанные продукты, а люди с низким достатком могут покупать их по ценам ниже 80%. Покупатели узнают о магазинах через местные организации, которые занимаются проблемой бедности, и там получают специальную карту.Компании, которые отдают продукты, платят меньше налогов, а также могут разместить логотип на автомобилях Somaro.

сложности: небольшая команда, не идеальное законодательство, проблемы с разнообразием продукции

достижение: покупатели рады, что дёшево, но также им важно, что они именно покупают еду, а не получают бесплатно, это позволяет им чувствовать, что они ответственны за свою жизнь
опыт: как «легализовать» работу с фудвейстпроектов

С 2016 лобировали закон в парламент против пищевых потерь. Теперь каждая организация, которая получает доход, может снизить налоги на прибыль на 20%, если отдает по спонсорскому контракту что-то некоммерческим организациям. Можно передавать еду и получать налоговый вычет, а ответственность за качественное хранение и безопасность потребителей переносится на компании, перераспределяющие еду.

Минус — компании отдают еду прежде всего по финансовой причине. В середине года компания может сказать: «Мы закрыли наш лимит по благотворительности на этот год, с завтрашнего дня начинаем выбрасывать еду».

Саймон: «Говоря с политиками, мы не стараемся быть хорошими и говорить то, что они хотят услышать. Но мы стараемся не быть для них проблемой, иначе они перестанут брать трубку, когда мы звоним».
кейтеринг объединения «Еда спасёт мир» в Санкт-Петербурге
схема работы:

Предлагают еду на мероприятиях частично из «спасённых» продуктов без одноразовой посуды и с переработкой вторсырья. Продукты отдают овощные и фруктовые лавки, пекарни, производства. Такой кейтеринг заказывают люди, которым важно ответственное отношение к окружающей среде, некоммерческие организации, бизнес-проекты, которым важно экологизироваться.

Кроме прямого дохода, пытаются привлекать гранты, пробовали продавать соусы из «спасённых» продуктов, запускали проект «Онлайн-повар и страницу на Патреоне.
опыт: как отвечать на опасения по поводу «спасённых» продуктов и отказа от одноразовых расходников

Терминология «спасённая» еда может сильно отпугивать людей. Находятся в поисках подходящей лексики. Помогает рассказывать про личный опыт, объяснять, почему продукты не смогут продать и отдают проекту.

как ответить на вопрос про отказ от перчаток, текст dodo pizza

Надя Путякова: «Мне важна идея спасения еды. [работая в общепите] насмотрелась, как еду выкидывают, как с персоналом плохо общаются на мероприятиях, как несправедливо оплачивают труд».
OzeroSpace из Украины
схема работы:

В 2020 году арендовали помещение, где уместили не только zero waste shop, но и zero waste кафе Ольги Помозовой. Но кафе и пространству на этой площадке пришлось закрыться. Сейчас работают как zero waste shop, а также продвигают экологичность.

Люди приходили в основном из-за необычной идеи.: только год назад появился сайт, инстаграм, очень маленький бюджет на маркетинг 100-200$ на месяц. Партнерка очень хорошо настраивает таргет. Тему zero-waste важно хорошо подать.

сложности:
Система с оборотной тарой строилась на доверии и стаканы не всегда возвращали.

достижения:
Вдохновили большое движение, когда заведения стали предоставлять скидки за напитки в свою чашку.
опыт: коммуникации

Много готовятся и собирают информацию, а потом делают из неё понятный текст, даже перед тем, как написать небольшой пост в IG. Cтараются посмотреть на всё с точки зрения покупателя. Даже если предлагают что-то купить, то текст строят в таком порядке: проблема, а после несколько вариантов решения, в числе которых покупка чего-то в нашем магазине.

«Чаще всего гневные комментарии пишут люди, которые немного из другого мира. Единственный выход — рассказывать, общаться, объяснять, наша цель — образование».

Анна Поникарчук:
«Я в этом, чтобы соединить идейность и прибыльность. Я почувствовала, что мне нужно достаточно средств, чтобы жить в ресурсе и иметь возможность что-то делать».
блог «Портал Вкуса», Эль Морозов
блог неожиданной еде и сопутствующих удовольствиях, с упором на дикоросы, ферментацию и фудвейст

Также занимается доставкой сезонных овощей и фруктов примерно на 200 человек и продажей собственных ферментированных заготовок.

Рассказывает про хранение продуктов.

Публикует двойные рецепты, когда часть одного продукта используется в одном рецепте, а другая часть в другом. Например, салат с очищенным огурцом и паста или лимонад из огуречных очистков.

язык общения: привлекать внимание провокацией в начале в духе «накормите своих близких помоями», а после уже спокойно объяснять, что всё не так уж страшно

как развивается блог:
о проекте упоминают по своей инициативе другие блогеры, также Эль иногда пишет для СМИ. Блог сначала был на Youtube, но там никакого органического роста не происходит, поэтому в пандемию Эль завел Instagram.
опыт: как привлечь к фудвейсту

Много говорит о том, как обычно отходные ингредиенты могут создавать необычные вкусовые переживания. Идея дополнительной ценности, которую дает фудвейст, может менять мышление читателей.

Если разрабатывать какие-то продукты и блюда из невостребованных частей продуктов или пропадающих слив, то лучше сделать чатни, а не варенье. Так как это добавляет двойную ценность продукту.

«Я хочу показать людям, что еда это не просто фоновый шум нашей жизни, а инструмент, которому если уделить чуть больше внимания, то он может сделать жизнь лучше. И личную и всего мира. Больше осознанности и больше удовольствия».
История одной кухни
Проект основала Екатерина, которая поначалу спасала продукты на рынке и готовила еду для бездомных людей. Позже арендовала помещение и начала кормить массово. Открывали и закрыли кафе, в котором кормили за донейшн.

Стали «Историей одного проекта»: объединяют рестораны и кафе с теми, кому нужна еда, помогают нуждающимся также одеждой. Деньги получают через свопы и мероприятия, продажу мерча и пожертвования.

Сейчас запустили пространство «Такие же» для пожилых людей и кофейню Fuckt
сложности:
У проекта брали много интервью. Некоторые СМИ писали все дословно. Но некоторые газеты или журналы перевирали слова и использовали фразы вроде «несмотря на то, что люди думают, что Катя подкидывает в еду иголки, всё равно приходят за едой».

опыт по коммуникациям:
Катя в Инстаграме очень много говорит о себе, о своем опыте бедности, о том, как важно уважать чужие границы. Тем, кто вне активистского круга, более понятен личный опыт.

Важно хвалить за положительные поступки, которые мы хотим видеть в обществе.
We Safe Food
фудшеринг-платформа

cобираются привлекать инвестиции, а также вводить платную подписку с преференциями для тех, кто активно сотрудничает с платформой: отдаёт еду, рассказывает о проекте — через внутреннюю валюту. Запустили летом 2021 года. Работают с крупными ритейл проектами.
Вася Радаев, про опыт кризисной коммуникации

лекция

Чаще всего человек не готов лично выражать хейт, легче хейтить большую обезличенную организацию.
Публикацию готовили Анна Балахонцева и Ольга Полякова. Иллюстрации — Анна Балахонцева.

Свяжитесь с нами, если вам есть, что дополнить:
@annabaursak
@polyakovapolyakova


в партнёрстве с организацией «Мосты» и при поддержке Международного фонда для организаций культуры и образования 2021 года МИД ФРГ и Немецкого культурного центра имени Гёте